Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Викторовна Адаменко.
Адрес: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 206А, каб.309, 310,
Телефон: 8 (8652) 35-74-34, 35-74-76, 36-74-40, 35-87-80, 35-74-80.
E-mail: pr_adamenko@stavkray.ru
Организация эффективного сотрудничества детского сада с родительской общественностью по пропаганде ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства: от цели – к решению, от решения – к возможности.
Семья для ребенка - первичная социальная микросреда. Неоспоримо ее огромное влияние на развитие ребенка.
Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны доверяли друг другу. Отношения педагогов и родителей должны строиться на психологии доверия.
Семья – первая структура общества, в которую попадает ребенок с рождения. Период от рождения до шести лет характеризуется сильнейшей зависимостью от родителей. Ребенок, подражая близкому значимому взрослому, формирует определенные личностные качества, критерии оценки себя и других. Значимыми взрослыми для ребенка являются, прежде всего, родители. В процессе общения устанавливается стиль взаимоотношений, традиции семейного воспитания, в результате чего ребенок должен понять свою значимость в семье, а в дальнейшем в обществе. Без разумной и деятельной родительской любви, сочувствия, сопереживания ребенку эмоциональный, нравственный и интеллектуальный фундамент юной личности будет непрочным, а от его прочности зависит духовное здоровье человека и общества в целом. Когда близкие люди любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, он испытывает эмоциональное благополучие, то есть чувство уверенности и защищенности.
Главный момент в контексте «семья – образовательное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
Осуществляется эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в том числе:
* обеспечивается открытость дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада;
* обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов);
* обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья, безопасности детей;
* обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Критерии правильности действий педагога (Меняется формат взаимодействия родителей и воспитателей: родители из требовательных «заказчиков образовательной услуги» становятся союзниками, партнерами и помощниками воспитателей, полноправными участниками образовательного процесса.
На протяжении 3-х лет на базе МБДОУ №33 действовала городская инновационная площадка по теме: «Социально-педагогические условия взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников», под руководством научного руководителя, профессора, доктора педагогических наук Поштаревой Т.В.
В ходе работы по теме ИП в дошкольной организации созданы социально-педагогические условия по взаимодействию с семьями воспитанников. А именно:
- Участие родителей в планировании и реализации совместной деятельности;
- Помимо традиционных форм взаимодействия семьи и детского сада (например, родительские собрания, организационная помощь воспитателю) в ДУ реализуются:
Педагогические поручения, предполагающие активную образовательную позицию родителей, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, коллективную): участие членов семьи в нерегламентированной детской деятельности в качестве добровольных помощников, партнеров (например, изготовление кормушки для птиц, скворечников; КВН «Закрепляем дорожные знаки», «Папа, мама, я – спортивная семья»);
Участие в конкурсах: рисунка (по временам года оформляют родители с детьми),
«Мастерская деда Мороза по изготовлению новогодней игрушки», символа года.
«Осенний букет», «Изготовление поделок из природного материала (к осенним праздникам)».
1) Совместно с родителями были оформлены выставки:
- «Военная техника своими руками» (к 23 февраля).
2) Мастер-класс игры в шашки (с детьми старшего возраста проводили папы, дедушка воспитанников).
3) В ходе инновационной деятельности родительские собрания проводили в форме:
КВН «Закрепляем дорожные знаки»,
Беседы «Соблюдение правил дорожного движения в зимний период»,
Мозговой штурм «Проблемные ситуации»,
Групповая дискуссия «Спорные утверждения»,
Обсуждение ситуации,
Деловая игра «Магазин игрушек».
4) Хочется отметить непосредственное участие родителей воспитанников и других членов семьи в планировании образовательного процесса и его осуществлении (разработка тематики НОД
«Веселые опыты» и мастер-классов, проводимых родителями воспитанников (Вышивка);
Знакомство с профессиями родителей:
- «Бортпроводница»,
- «Врач»,
- «Медицинская сестра»,
- «Парикмахер».
Затем были организованы сюжетно-ролевые игры с детьми по данным профессиям.
5) В ДОУ проводился лекторий для родителей, организованный научным руководителем:
- «Почему ребенок говорит неправду?»
- «Зависимость от современных гаджетов»,
- «Эмоциональное самочувствие детей в полных и неполных семьях»,
- «Психологическая готовность к школе. В семье будущий первоклассник».
В данный период в связи с эпидемиологической ситуацией информирование родителей осуществляется через сайт ДОУ (онлайн – методическая копилка), WhatsApp (родительскую группу), онлайн-просмотры, онлайн-консультирование, памятки, родительские газеты.
Традиционное проведение итоговых занятий по ФЭМП, подготовке к обучению грамоте в подготовительных группах (фрагменты занятия предоставляются родителям).
В ДОУ осуществляет свою деятельность родительский клуб «К здоровой семье через детский сад»(ежеквартально) в форме:
- Мастер-класс «Пальчиковая, артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание» (отв. логопеды)
- Консультации, памятки, советы (сайт: онлайн-методическая копилка: WhatsApp (родительскую группу)
Итогом работы является выпуск методического пособия «Взаимодействие и сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников».